Купить диплом
О журнале Архив Реклама Подписка Контакты Наши новости

Венчание в церкви

          В прошлые века жених и невеста обязаны были сообщить о своем желании создать семью приходскому священнику. Он объявлял об этом прихожанам, если никто из них не сообщал о фактах, препятствующих заключению брака, в специальной книге делалась запись, подписанная священником, поручителями жениха и невесты и самими молодыми.

Правила венчания

         Таинство брака состоит из двух частей - обручения и венчания. В давние времена они были отделены друг от друга по времени совершения. Обручение совершалось при помолвке и могло быть впоследствии расторгнуто.

 

         При совершении таинства брака в православной церкви требуется, чтобы вступающие в брак были христианами православной веры, чтобы жених был не моложе восемнадцати лет, а невеста - не моложе шестнадцати, чтобы они не были близкими родственниками (у славян брак допускается между родственниками, начиная только с четвертой степени родства).


         Если человек уже трижды состоял в браке, его не венчают. Допускаемые гражданским законодательством четвертый и пятый браки Церковью не благословляются.

    

         Церковь допускает вступление в брак не более трех раз. В народной среде бытует целый ряд примет, связанных с исполнением обряда браковенчания. Например, упавшее при обручении кольцо означает распад семьи или смерть одного из супругов.

 

         Никому не отдавайте рушник, на котором молодые стояли в загсе во время регистрации брака или венчались в храме. Этот рушник символизирует жизненную дорогу новобрачных, поэтому его нужно хранить дома всю жизнь. Вместе с тем вы обязательно должны сделать ритуальный подарок храму за совершение таинства венчания.

 

         Традиционно таким подарком было льняное полотенце, в которое заворачивали буханку свежеиспеченного хлеба. Венчальные свечи храните всю жизнь. Но следует знать, что зажигать их можно либо при трудных родах, либо в случае болезни детей.

         Церемония венчания

 

Войдя в храм и помолившись, жених становится по правую сторону, невеста - по левую. Точно так же становятся и свидетели молодых: свидетель со стороны жениха - рядом с ним, свидетельница со стороны невесты - слева от нее. Эта расстановка молодых и шаферов остается до конца свадьбы.

 

          Кольца, которыми будут обручаться молодые, во время литургии находятся с правой стороны святого престола вблизи друг друга. Диакон, следуя за священником, выносит их на специальном подносе. Священник трижды благословляет молодых и вручает им свечи.Свечи не даются, если оба новобрачных вступают в брак второй или третий раз.

 

          Священник трижды произносит: "Обручается раб Божий (имя) рабе Божьей (имя)", творит над головой жениха крестное знамение и надевает ему кольцо на четвертый (безымянный) палец правой руки. Затем берет другое кольцо и произносит, знаменуя крестом голову невесты, трижды: "Обручается раба Божья (имя) рабу Божьему (имя)" и надевает кольцо на четвертый палец правой руки. После этого священник будет трижды менять кольца на руках жениха и невесты. Непосредственно вслед за этим идет венчание.

 

          Венчая жениха, священник произносит: "Венчается раб Божий (имя) рабе Божьей (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа". Он берет венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему её венец, священник венчает её, произнося при этом слова: "Венчается раба Божья (имя) рабу Божью (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа".



          В церковных правилах нет строгих указаний, могут ли венцы быть надеты на головы новобрачных или их должны держать свидетели над их головами, стоя у них за спиной. Затем приносится чаша с вином, над которой священник читает молитву, осеняет ее крестным знамением и дает жениху и невесте. Новобрачные попеременно (сначала жених, затем невеста) в три приема испивают вино.


         Общая чаша - это общая судьба, с общими радостями, скорбями утешениями.


         Когда новобрачные закончат пить вино, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает соединенные руки епитрахилью, поверх ее - своей рукой и трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

 

        По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов и приветствует их торжественными словами. После этого новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божьей Матери. По древней традиции новобрачные должны приложиться к иконам святых Космы и Дамиана и мучеников Гурия, Самона и Авива, считающихся покровителями брака.  

 

          Если во время венчания свечи молодых сильно трещат, жизнь у них будет неспокойной. Чья свеча во время обряда венчания сгорит больше, тот из молодых проживет более короткий век. Чтобы молодые никогда не расходились и не гуляли друг от друга, во время венчания кто-то из присутствующих может прочитать следующий заговор:

         "Все Святые раба (мужское имя) за руки берут, к алтарю ведут. У венца раба (женское имя) стоит, на Святых глядит. Господи, Царь Небесный, повенчай венцом святым раба (имя) с рабой (имя) на веки вечные, до смерти не разлучай. Аминь".

Первая брачная ночь. Оберег.

          Особое место в свадебном ритуале занимала первая брачная ночь. С её проведением также были связаны определенные регламентации. Готовить брачную постель для молодых должна была либо родная, либо крёстная мать жениха. Никого и ни под каким предлогом (в том числе самых близких родственников и гостей свадьбы) не пускали в ту комнату, в которой будет проходить первая брачная ночь молодых.

 

          Прежде чем молодые останутся в комнате одни, возьмите и трижды крестообразно обрызгайте комнату и постель освященной водой. Если во время подготовки брачной постели Вы обнаружили на ней иголки, землю, рассыпанное зерно жита или пшеницы, клочья шерсти собаки или кошки или другие, порой непредсказуемые предметы, молодым ни в коем случае нельзя ложиться на эту постель. Все эти вещи подбрасываются только с одной целью: поссорить молодых или навести бесплодие и импотенцию.

 

           В качестве оберега мать объявляла, что молодые будут спать в комнате, готовила кровать, хвасталась периной, но когда приходило время брачной ночи, она тихо уводила молодых совсем в другое место, о котором никто даже и не догадывался. Чтобы дурной человек не напакостил на свадьбе, из-за чего вся жизнь молодых может быть разрушена, самый старший в семье должен был прочитать следующий заговор:

 

          "Господи Боже, благослови. Встала я, благословилась, вижу чисто поле, где заводится у христиан свадьба, где призвали меня к этой свадьбе. Помолюсь, покорюсь ему, самому истинному Христу. При мне посох осиновый, старая ладанка, есть буду просвиру, пить святую воду. Сберегу свадьбу христианскую, отпущу в веселье да радости. Никто не мог бы к моей свадьбе прищепиться, приколоться, никто бы не попортил её. Закрою я эту свадьбу, никто бы её не видел. Часы идите, минуты летите, встречайте богоданные родители, с счастьем, с радостью мою свадьбу. Соль - злому, беда - плохому, а молодым - удача и долгий век. Будьте, мои слова, крепки и лепки. Отныне и во веки веков. Аминь".